Формирование экологической
культуры у детей дошкольного возраста.(Из опыта работы Кельвич О.Н.)
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это реальное каждодневное поведение человека в природе. Оно может быть обусловлено как высоким уровнем экологических знаний, так и интуитивным восприятием законов природы. Важной составляющей экологической куль- туры является психоэкология –культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты единого информационного и психофизиологического поля, которое образуют и отдельные социальные группы, и человечество в целом.
Формирование экологической культуры осуществляется наиболее эффективно в том случае, если педагоги создают условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых.
Главная цель экологического воспитания –
формирование начал экологической куль- туры,
включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны;
деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного
поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в
природе, правильного отношения к
природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам
природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных
знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков
и поведения.
Экологические знания – это сведения о
взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней;
о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д.
Знания - не самоцель в экологическом
воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему
миру, которое должно носить эмоционально – действенный характер и выражаться
в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний,
практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с
вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их
изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
Цель
экологического воспитания – именно формирование в ребёнке отношения к живому,
которое должно базироваться на его глубинном чувственно – эмоциональном опыте,
имеющем биологические и социокультурные источники. Содержание формируемых
мотивационных основ: положительно – эмоциональное отношение к живому (проще
говоря – любовь),понимание его самоценности, признание его права на
существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и
сильного, стремление защитить (потому что «люблю и сопереживаю»).
ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Цель: формировать
мотивационные основы экологического сознания – в практической, мотивированной
деятельности, в совместной деятельности со взрослым, в ориентации на культурные
эталоны, опираясь на биологические и социокультурные источники развития
мотивационных основ образа мира ( отношение взрослого к природе – модель
построения взаимоотношений ребёнка с окружающим миром).
2. Знания: рассматривать их как средства,
вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией
определённого содержания.
3. Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания
ребёнка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического
сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.
Формы и методы работы с детьми
разнообразные: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке
природы и на участке, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки,
экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций и т.д.
Одна из наиболее распространённых форм
работы – беседа, которая предваряет
или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у
дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания
помощи природе, сохранения её красоты и богатств, воспитывается любовь к ней.
Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей ( например,
совместной работе по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков, ухода за
растениями на клумбе и т.п.): полученный опыт помогает им стать активными
участниками беседы.
В зависимости от типа вопросов
экологические беседы могут быть: сообщающими, эвристическими и
воспроизводящими.
В сообщающей беседе новые сведения о
природе и её охране даются с помощью вопросов, обращенных к имеющимся у детей
знаниям и опыту.
В эвристической
беседе вопросы побуждают детей (на основе имеющихся знаний) сравнивать и
сопоставлять определенные факты и путём логических рассуждений при- ходить к
новым понятиям и выводам. Эти беседы целесообразно проводить для выявле- ния
причинно – следственных связей в природе.
Воспроизводящая
беседа помогает детям восстановить полученные раннее экологические знания.
Беседа не должна утомлять детей. Она призвана
вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы
целесообразно использовать различ- ные средства воспитательного воздействия,
прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей. Отдельные
элементы игр, загадки, викторины, испол -нение песен, рисование и т.д.
значительно снижают утомление и стимулируют познавательную деятельность
дошкольников. Желательно использовать произведения ис- кусства: репродукции с полотен
художников – пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, стихи, рассказы.
В экологические беседы с дошкольниками уместно
вклю- чать фрагменты из книг Б.Рябинина, И.Каирова, С.Михалкова,
К.Чуковского, А.Алексина, М.Пришвина, В.Бианки.
Беседы целесообразно организовывать в
подготовительной к школе группе, когда у детей уже сформированы некоторые представления
и накоплен определённый опыт общения с
природой.
Дети
любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм,
игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение
взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться. Такова специфика дидактических игр. Ребёнок действительно играет. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод
обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство
все- стороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую
задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к
которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи
следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности
детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных,
узнавать их по внешнему виду и
издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы,
классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, вели- чине и т.д.
Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по
части, оценка состояния растений,
животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний
дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей
и операций, формирование личностных качеств ребёнка.
Предметные
игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный
мешочек», «Вершки – корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и т.д. В этих играх
уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными
эталонами. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально,
усложняя содержание с учётом возраста. Усложнение включает расширение знаний и
развитие мыслительных операций и действий.
Настольно
– печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четы- ре
времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову
восстанавливать образ предмета. Подобные игры используют повседневно в работе
с небольшим количеством детей.
Словесные игры -
«Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не
нужно» и т.д. Не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью
закрепления знаний о функциях и
действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры
развивают внимание, сообразительность, связную речь.
Подвижные
игры – подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием
повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой
природы. Это такие игры как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот»,«Солнышко и
дождик» и т.д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже
усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению
у них интереса к природе.
Природа своим разнообразием, красочностью и
динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления
от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнью. Одна из
задач воспитания состоит в том, что- бы дать дошкольникам возможность
почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Привлекая внимание
детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в
разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться
увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о
ней, охранять и приумножать её богатства.
В
области экологического воспитания также присутствуют элементы сюжетно – ролевой игры для формирования у детей осознанно – правильного
отношения к растениям и животным. Для дошкольников обычно традиционен сюжет
игры в путешествие, многочисленные варианты которого приемлемы для всех возрастных
групп. При этом внимание детей можно сосредоточить на действиях пассажиров
(едут, на остановке выходят, заходят, по -купают билеты), на соблюдении ролевых
взаимоотношений (мамы разговаривают с дочками, пассажирами; водитель объявляет
остановки и т.д.), на разнообразных впечатлениях. Эту сторону игры можно с
успехом использовать в дидактических целях ознакомления детей с природой .
Например, в ходе занятия, на котором просмотр слайдов о жизни лесных обитателей
в летнюю пору проводится в виде игры – путешествия.
К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов
и кинофильмов. Использование этих
методов помогает решать разно- образные задачи: уточнять и конкретизировать
представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать
эстетическое восприятие. Дидактические сюжет ные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для
обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года»,
«Домашние живот- ные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и т.д. Они
используются с различными дидактическими целями.
В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зри
-тельный образ тех предметов , явлений и событий, о которых идёт речь; в других
случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги.
Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.
Кинофильмы
вызывают у детей особое
эмоциональное отношение, интерес , а это способствует более успешному усвоению
знаний. Наиболее эффективными видами учеб- ного кино являются сюжетные («Откуда
стол пришёл», «Про слонов») и очерковые кино фильмы( «Кружка молока», «Рассказ
колоска»).
Для установления детьми причин тех или
иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют
элементарные опыты. Опыт –
наблюдение, про-водимое в специально организованных условиях. Оно предполагает
активное воздействие на предмет или явление , их преобразование в
соответствии с поставленной зада -чей. В процессе организации опытов нельзя
доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления.
Поэтому, как только появляются заметные изменения (например, побледнеют и
вытянуться побеги растений в тёмном месте), необходимо сразу изменить условия.
Очень распространены такие формы работы по
экологическому воспитанию как : экскурсии
в природу и прогулки по
экологической тропе. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах.
Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для
усвоения всеми детьми. Организовывать экскурсии целесообразно на одни и те же
объекты в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения,
которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для
ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Успешной экскурсия будет
только при условии её тщательной подготовки. Во время экскурсии ребёнок может в
естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть,
как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа
служит им. Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают
внимание детей, предоставляют возможность
под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих
наблюдений и работы в группе, в уголке
природы.
Каким будет мир завтра - во многом зависит от нас и от тех основ,
которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет
определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Многочисленные экономические и социальные, экологические и другие проблемы,
стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути имеют
один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме
человека. Мы знаем: каков человек, такова и его деятельность, таков и мир,
который он создаёт. Что же определяет, характеризует человека, да и
общество в целом прежде всего? Культура
человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность,
широкий кругозор и сознание, образованность и просвещенность,
интеллигентность и цивилизованность, внутреннюю утонченность и творческую
активность. Всё это и определяет внутренний мир человека, от которого зависит
его жизнедеятельность. Чтобы сохранить себя, человек дол- жен сохранить природу,
но, чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому
культурно – экологическое воспитание и образование в целом должны быть
ориентированы на созидание более совершенного человека, способного жить в
гармонии с окружающим миром.