Вторник, 14.05.2024, 12:43
Приветствую Вас, Гость
Формирование  экологической  культуры у детей дошкольного возраста.(Из опыта работы Кельвич О.Н.)
                  (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это реальное каждодневное поведение человека в природе. Оно может быть обусловлено как высоким уровнем экологических знаний, так и интуитивным восприятием законов природы. Важной составляющей экологической куль- туры является психоэкология –культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты единого информационного и психофизиологического поля, которое образуют и отдельные социальные группы, и человечество в целом.
    Формирование экологической культуры осуществляется наиболее эффективно в том случае, если педагоги создают условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых.

     Главная цель экологического воспитания – формирование начал  экологической куль- туры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе,  правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

    Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств,  загрязнении окружающей среды и т.д.

     Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально – действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

  Цель экологического воспитания – именно формирование в ребёнке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно – эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Содержание формируемых мотивационных основ: положительно – эмоциональное отношение к живому (проще говоря – любовь),понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление защитить (потому что «люблю и сопереживаю»).

                ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.     Цель: формировать мотивационные основы экологического сознания – в практической, мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым, в ориентации на культурные эталоны, опираясь на биологические и социокультурные источники развития мотивационных основ образа мира ( отношение взрослого к природе – модель построения взаимоотношений ребёнка с окружающим миром).

2.      Знания: рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определённого содержания.

3.     Учитывать возрастные, индивидуальные  особенности развития деятельности и сознания ребёнка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.

     Формы и методы работы с детьми разнообразные: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций и т.д.

      Одна из наиболее распространённых форм работы – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатств, воспитывается любовь к ней. Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей ( например, совместной работе по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков, ухода за растениями на клумбе и т.п.): полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

     В зависимости от типа вопросов экологические беседы могут быть: сообщающими, эвристическими и воспроизводящими.

    В сообщающей беседе новые сведения о природе и её охране даются с помощью вопросов, обращенных к имеющимся у детей знаниям и опыту.

   В эвристической беседе вопросы побуждают детей (на основе имеющихся знаний) сравнивать и сопоставлять определенные факты и путём логических рассуждений при- ходить к новым понятиям и выводам. Эти беседы целесообразно проводить для выявле- ния причинно – следственных связей в природе.

  Воспроизводящая беседа помогает детям восстановить полученные раннее экологические знания.

 Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различ- ные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей. Отдельные элементы игр, загадки, викторины, испол -нение песен, рисование и т.д. значительно снижают утомление и стимулируют познавательную деятельность дошкольников. Желательно использовать произведения ис- кусства: репродукции с полотен художников – пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, стихи, рассказы. В экологические беседы с дошкольниками уместно  вклю- чать фрагменты из книг Б.Рябинина, И.Каирова, С.Михалкова, К.Чуковского, А.Алексина, М.Пришвина, В.Бианки.

       Беседы целесообразно организовывать в подготовительной к школе группе, когда у детей уже сформированы некоторые представления и накоплен  определённый опыт общения с природой.

       Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться. Такова специфика дидактических игр. Ребёнок действительно играет. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство все- стороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их  по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, вели- чине и т.д. Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка  состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребёнка.

   Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учётом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

  Настольно – печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четы- ре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

   Словесные игры  - «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т.д. Не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления  знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, связную речь.

   Подвижные игры – подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот»,«Солнышко и дождик» и т.д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

      Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнью. Одна из задач воспитания состоит в том, что- бы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

       В области экологического воспитания также присутствуют элементы сюжетно – ролевой игры для формирования у детей осознанно – правильного отношения к растениям и животным. Для дошкольников обычно традиционен сюжет игры в путешествие, многочисленные варианты которого приемлемы для всех возрастных групп. При этом внимание детей можно сосредоточить на действиях пассажиров (едут, на остановке выходят, заходят, по -купают билеты), на соблюдении ролевых взаимоотношений (мамы разговаривают с дочками, пассажирами; водитель объявляет остановки и т.д.), на разнообразных впечатлениях. Эту сторону игры можно с успехом использовать в дидактических целях ознакомления детей с природой . Например, в ходе занятия, на котором просмотр слайдов о жизни лесных обитателей в летнюю пору проводится в виде игры – путешествия.

      К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование  этих методов помогает решать разно- образные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. Дидактические  сюжет ные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние живот- ные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и т.д. Они используются с различными дидактическими целями.

   В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зри -тельный образ тех предметов , явлений и событий, о которых идёт речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.

   Кинофильмы вызывают у детей  особое эмоциональное отношение, интерес , а это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учеб- ного кино являются сюжетные («Откуда стол пришёл», «Про слонов») и очерковые кино фильмы( «Кружка молока», «Рассказ колоска»).

     Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт – наблюдение, про-водимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление , их преобразование в соответствии с поставленной зада -чей. В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появляются заметные изменения (например, побледнеют и вытянуться побеги растений в тёмном месте), необходимо сразу изменить условия.

    Очень распространены такие формы работы по экологическому воспитанию как : экскурсии в природу и прогулки по экологической тропе. Экскурсию как форму занятия используют  в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Организовывать экскурсии целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Успешной экскурсия будет только при условии её тщательной подготовки. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание  детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений  и работы в группе, в уголке природы.

     Каким будет мир завтра  - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества. Многочисленные экономические и социальные, экологические и другие проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути имеют один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человека. Мы знаем: каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Что же определяет, характеризует человека, да и общество  в целом прежде всего? Культура человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкий кругозор и сознание, образованность и просвещенность, интеллигентность и цивилизованность, внутреннюю утонченность и творческую активность. Всё это и определяет внутренний мир человека, от которого зависит его жизнедеятельность. Чтобы сохранить себя, человек дол- жен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно – экологическое воспитание и образование в целом должны быть ориентированы на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим миром.