Вторник, 14.05.2024, 15:22
Приветствую Вас, Гость

     

   Опыт работы воспитателя Фирсовой Ю.А.                                         
Дидактические игры по экологии.
                                     

"С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

«Береги природу»

Цель: Учить детей понимать то, что в природе всё взаимосвязано.                                                                                         

Правила игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

«Какого растения не стало?»

Цель:  развивать внимание, память                                                                                                                          

Правила игры: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Правила игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.                    Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.                                                                                                                             Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 «Узнай и назови»

Цель: Закрепить знания о лекарственных травах                                                                                                                         

Правила игры: Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

 «Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.                                                                                           

Правила игры: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Цель: Закрепить знания о комнатных растениях                                                                                                                          

Правила игры: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Или :  Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

 «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: Закрепить знания детей о животных, птицах, рыбах и месте их обитания.                                                                                                                        

 Правила игры: Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе                                                                                                                        

Правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Игра с мячом «Я знаю»

Цель:  Учить подбирать слова к обобщающим словам                                                                                                                         

Правила игры: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»                                                                                                         

Цель:    Закреплять знания детей о  зверях , рыбах, птицах.                                                                                                                    

Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».                                                                         

 « Теневой зоопарк»

Цель: Расширение словарного запаса( темы дикие животные), развитие мышления, внимания, воображения , памяти. Совершенствовать навык построения логических цепочек, умение анализировать, обобщать, выделять нужное из общей массы данных.

Правила игры: предложить детям рассмотреть картинки диких животных, выполненные в технике теней, предложить вспомнить их и правильно назвать. Вспомнить кого из этих животных дети могли видеть в зоопарке и что о них знают. Перечислить животных, выстроив их в соответствии с размерами по убывающей.Перечислить животных, которые питаются растениями, плодами и корнями. Проанализировать и выбрать хищных животных.

«Кто где живёт»

Цель: Закрепить знание мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых                                                                                                                        

Правила игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Закрепить знание способов передвижения живых объектов.

Правила игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Выбери нужное»

Цель:   Учить подбирать предметы к различным свойствам                                                                                                                      

 Правила игры: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

 « Грибная полянка»

Цель: закреплять знания о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить , в каких именно местах в лесу растут грибы, проводить работу по словообразованию( под березой – подберезовик и т.д.), формировать умение находить съедобные грибы по картинке, видеть красоту осеннего леса.            

Правила игры :В лес идти только с корзинкой. Собрать не меньше 3 грибов             ( грибов одного вида на картинке должно быть несколько, если один грибник нашел, например белый гриб, то и другому предоставляется возможность найти такой же ).Гриб « Лесовик» награждает детей красными кружочками за каждый правильно названный гриб. Побеждает тот, кто наберет больше кружков.

«Цепочка»

Цель:  Закреплять умение подбирать признаки к объектам живой и неживой  природы.

Правила игры: У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Пищевые цепочки на лугу»

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках на лугу.

Правила игры:    Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга.

Дети раскладывают, кто чем и кем питается.

Растения - гусеница - птица

Злаковые травы - грызуны - змея

Злаковые травы - мышь - хищная птица

Трава - кузнечик - птица

Насекомые и их личинки - крот -хищная птица

Растения - тля -божья коровка -птица

Травы (клевер) — шмели — мыши — сова

«Две корзины»

Цель:  Учить детей различать овощи и фрукты и их признаки.                                                                                                                         

 Правила игры: На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

«Где что зреет»

Цель: Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты - на дереве.

Правила игры: У одних детей - картинки, изображающие овощи и фрукты, у других - корзинки. Дети - корзинки должны в обе руки набрать плоды, которые растут в одном месте (овощи - с огорода, фрукты - из сада). Можно добавить растения леса, поля.   Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса много выносить не разрешается. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал, загадать загадку.

«Что ,где растет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.                                                                                                                           

Правила игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Перечень используемой литературы

1. С.Н.Николаева « Методика экологического воспитания в детском саду Москва  Просвещение   2001г.
2. С.Н.Николаева, И.А.Комарова « Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников  Москва  Просвещение  2005
3.А.К.Бондаренко « Дидактические игры в детском саду» Москва Просвещение 1985 г.
4.С.Н.Николаева « Место игры в экологическом воспитании дошкольников» Москва  Просвещение  1996
5.Л.Б.Бесюкова , О.О.Григорьева « Времена года»  Харьков 2008г.
6.О.А.Скоролупова « Занятия с детьми старшего дошкольного возраста Москва Скрипторий 2009
7.Журнал «Дошкольное воспитание » №7 , 2005
8. Журнал «Дошкольное воспитание » №6, 1997
9. Журнал «Дошкольное воспитание » № 11, 1997
10. Журнал «Дошкольное воспитание » № 8, 1997

 Дидактические игры по экологии.

«Звёздный зоопарк»

Цели: 

Познакомить с созвездиями, формировать умение составлять созвездия из 
предложенного материала и сопоставлять их с картой звёздного неба. Дать 
представление о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за 
звёздным небом заставило его объединить звёзды в группы(обведя их контуры можно 
увидеть силуэты животных, птиц, морских обитателей). Развивать воображение, 
Материал: карты звёздного неба, карточки с созвездиями животных, птиц, рыб. Листы чёрной 
и синей бархатной бумаги, звёзды (большие и маленькие).
Используемые методы и приёмы: иллюстративно – наглядный материал. Рассматривание карт 
звёздного неба, карт созвездий, что помогает закреплять и уточнять 
представления детей, формировать знания об объектах и явлениях природы, которые 
в данный момент наблюдать невозможно. Демонстрация и создание моделей в данном 
случае созвездий, которые помогают лучше абстрагировать признаки реальных 
предметов, отражающих их структуру, взаимосвязи между структурными частями или 
отдельными компонентами.

Игра помогает уточнять, закреплять, расширять имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, животных, птиц, рыб. 

При этом способствует развитию памяти, внимательности, наблюдательности, активизирует разнообразные 
творческое мышление, формировать эстетическое представление об окружающем мире, умственные процессы.

                                                                                      «Тайна лесной полянки»
Сложно перечислить все цели, которые позволяет реализовать эта игра, потому что это не одна игра, а десятки в одной.
 Вот, например, некоторые из них: «Назови деревья и кустарники», «С какого дерева листок?», «Лекарственные растения», 
«Какие животные спрятались?», «Кто из зверей лишний?», «Узнай насекомое», «Что за грибы», 
насекомых, грибов, (экологические знаки можно нарисовать самим), картон, скотч, «липучка» и …фантазия.
«Назови птиц». Следовательно, и цель ставится в зависимости от того, какой вариант вы выбрали на данный момент.
 Изготовить её не сложно.  Понадобится: кавролин, картинки с изображением деревьев, кустарников, лекарственных растений, животных, птиц, 
                                                      «Календарь природы»

Как превратить ежедневное рутинное заполнение календаря природы в увлекательное занятие? Легко! 

Четыре пластиковых банки для сыпучих продуктов (прозрачных) согласно четырём временам 
года. Сверху крепится материал, к которому пристаёт липучка. Внутрь помещается 
дерево (из любого материала) с сопутствующим каждому из времён года оформлением 
(цвет листьев, плоды, цветы, «снег» и т.п.).Всевозможные карточки с 
изображением сезонных изменений, будь то облачность, ветер, град, пробуждение 
насекомых, прилёт грачей т.д., на что хватит вашей фантазии, оснащаются 
липучками. И вперёд! Вам остаётся только следить, чтобы взаимоотношения между 
ребятами оставались товарищескими: карточки не вырывались из рук, а за 
неправильный выбор её, не кричали на всю группу. После этой игры за право 
сделать отметки в календаре природы выстраивается очередь.

Что касается методов. Пожалуйста! Наблюдение – это раз. И за периодическими 
изменениями в растительном и животном мире, и за изменениями продолжительности 
частей суток, температурой, появлением осадков и их видов. Практические - это 
два. Это игра и моделирование, которые позволяют воспитателю уточнять 
представления детей, углублять их путём установления связи между предметами и 
явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять в 
применении знаний. 

                  "Коллекционирование в жизни  ребёнка"
                     (из опыта работы Фирсовой Ю.А.)

 Дети азартны, любознательны, в них присутствует неутомимая страсть к поиску нового. Попробуйте увлечь ребёнка коллекционированием. Знаете почему? Во - первых, коллекционирование учит видеть мелочи, замечать  интерес в деталях. Во - вторых, учит систематике: складывать и расскладывать предметы в определлённом порядке, видеть логику в составлении коллекции. В-третьих, выполняет познавательную функцию. А ещё, коллекция занимает свободное время, так что ребёнок не будет маяться от безделья, рваться к телевизору или компьютеру, ведь у него - увлечение! Дети, занимающиеся осознанным собиранием чего - либо более общительны, любознательны и умеют добиваться своей цели. Важно только, чтобы взрослые культивировали стойкость пытливого отношения к коллекционированию, поддерживали и направляли познавательную деятельность ребёнка. 



Фотографии игр можно посмотреть здесь


Наши коллекции можно посмотреть здесь

      "Экологический подиум" из опыта работы Фирсовой Ю.А.
                (костюмы из бросового материала)

Фотографии костюмов можно посмотреть здесь

      РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

           (из опыта работы воспитателя Фирсовой Ю.А.)
      «Коллекционирование в жизни ребёнка»

                      

Чтобы загрузить данную информацию нажмите сюда


 «Игры –как средство эколого- эстетического воспитания»
  (Консультация для воспитателей. Из опыта работы воспитателя Фирсовой Ю.А.)
   
Чтобы загрузить данную информацию нажмите сюда


Конспект НОД «Путешествие колоска» с использованием коллекции зёрен в средней группе.

  (из опыта работы воспитателя Фирсовой Ю.А.)

Чтобы загрузить данную информацию нажмите сюда